Символ возрождения Дхармы
Накануне общемонгольского праздника Цагаан Сар в Калмыкии впервые будет представлена выставка пяти уникальных буддийских тхангка, имеющих огромное значение для всех монголоязычных народов мира.
Накануне общемонгольского праздника «Цагаан Сар» в Национальном музее Республики Калмыкия имени Н.Н. Пальмова при поддержке Центрального хурула «Золотая Обитель Будды Шакьямуни» впервые будет представлена выставка пяти уникальных буддийских тхангка, которые имеют огромное значение для всех монголоязычных народов мира.
Эти произведения тибетской иконописи связаны с именами выдающихся духовных лидеров буддизма — Халха Джебзун-Дамба хутухта Богдо-гэгэна VIII (1870-1924) и Далай-ламы XIII Тубдэн Гьямцо (1876-1933) и историческими событиями столетней давности.
Впрочем, обо всем по порядку.
Пять свитков Богдо-гэгэна
Как отмечает в своем заключении эксперт по буддийской живописи, старший научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа Юлия Елихина, «на пяти тхангках изображены пять Будд созерцания, которые составляют мандалу и сориентированы по сторонам света». Композиционно в центре каждого шелкового свитка крупным планом помещен один из пяти Будд — Будда Акшобхья, Будда Вайрочана, Будда Ратнасамбхава, Будда Амитабха, Будда Амогхасиддхи, которые находятся в окружении свиты из двухсот таких же миниатюрных Будд. Все пять изображений Будд вместе образуют целую законченную композицию.
Кстати, выставка тхангк Богдо-гэгэна VIII разместится в выставочном зале музея вместе другой реликвией калмыцкого народа тхангкой «Зеленой Тары», которая была передана в минувшем году Ставропольским музеем.
Доподлинно известно, что эти пять тхангка были подарены Богдо-гэгэну VIII Далай-ламой XIII во время его пребывания в Монголии в 1904-1906 г.
После ухода Богдо-гэгэна в нирвану в 1924 году и вплоть до 1945 года эти изображения хранились в его резиденции в Монголии. Однако в период гонений на буддизм и разрушения храма, их чудом удалось спасти. Три из пяти тхангка хранил выдающийся монгольский буддийский врач Гаваа Лувсан (1923-2005), который проживал в Москве. Две другие (Будда Амитабха и Ратнасамбхава) были вывезены в Германию. По просьбе Гаваа Лувсана нынешний владелец коллекции выкупил недостающие свитки в Германии и после смерти учителя по его завещанию является их хранителем.
Согласно буддийской традиции, IX Богдо-гэгэн (1932-2012) узнал эти тхангка, чем подтвердил их огромное культурно-историческое значение для всех монголов мира.
Безусловно, все, что сопряжено с именем и временем Богдо-гэгэна Восьмого Джебзун-Дамба Хутухты, является символичным и несет в себе очень глубокий духовный смысл.
Эта история невольно перекликается с серебряной статуей Ламы Цонкапы (калм. Зуңква), известной в Монголии как «Хальмг Богд» и связанной с именем великого ойратского просветителя Огторгуйн Далай Зая-пандиты.
В середине XVII века он преподнес ее в дар калмыцким ханам, которые считали ее главным талисманом волжских ойратов, защитником, и более того, в какой-то мере государственным символом. В 1771 году, когда большая часть калмыков ушла в пределы Джунгарии, статуя оказалась в Китае и хранилась в одном из хурулов в Синьцзяне. В 40 годы ХХ столетия волею судьбы статуя нашла прибежище в центральном монастыре Гандан (“Гандантэгченлин”), который находится в г. Улан-Баторе.
Институт Джебзун-Дамба хутухты
Среди многочисленных ученых лам — пандит, йогинов буддийской церкви Монголии Джебзун-Дамба хутухты, начиная с XVII по XX вв., занимают величественное место в истории Монголии, что является неоспоримым фактом. В течение многих столетий династия этих перерожденцев проделала огромный путь от главы монгольской церкви до Богдо-хана светского и духовного правителя Монголии. Линия перерождений Джебзун-Дамбы (совр. монг.: Жавзандамбахутагт), восходит к Ананде, одному из главных учеников Будды Шакьямуни. Первый Богдо-гэгэн «Светлейший владыка», выдающийся религиозный, общественный деятель, гениальный скульптор, художник Занабазар, родился в Монголии в 1635 году. Высокий титул Джебзун-Дамба хутухта был дарован Его Святейшеством V Великим Далай-ламой досточтимому Таранатхе. С него и начинается институт Джебзун-Дамба хутухт, который продолжил в Монголии Ундур-гэгэн.
Богдо-гэгэн VIII Джебзун-Дамба Хутухта родился в 1870 году, четвертым сыном в состоятельной семье тибетского чиновника Гончигцэрэна, одного из приближенных Далай-ламы XII Принлай Гьямцо (1856-1875). По внешности, характеру и нраву мальчик был очень похож на свое предыдущее перерождение, имел незаурядный, подвижный ум. XII Далай-лама определил его как воплощение VII Богдо-гэгэна и даровал ему имя Нгаванг Лобсан Чокьи Нима Данзан Ванчук.
В 1873 году монголы снарядили огромную экспедицию и отправились в Тибет, чтобы как можно быстрее вернуть домой юного хутухту, так как все напасти, которые обрушились на Халху в то время, такие как нашествие дунган, разграбление халхасских городов и хошунов, падежи скота, – объяснялись отсутствием покровителя Халхи-гэгэна. В октябре 1874 года его привезли в Ургу (нынешний Улан-Батор) и в главном монастыре Гандане состоялась церемония интронизации VIII Богдо-гэгэна, которому суждено было стать последним великим ханом монголов.
О VIII Богдо-гэгэне существует множество противоречивых воспоминаний современников, характеризующих его как человека своенравного и решительного, но подверженного различным человеческим страстям и порокам. Подобно Богдо-гэгэну I Занабазару, Богдо-гэгэн VIII снял с себя монашеские обеты и женился. Расставшись с первой женой, он взял вторую, по имени Ц. Дондогдулам и усыновил ее сына. Среди народа ее уважали за ум, образованность, хорошее чтение нараспев священных книг. Супруга Богдо-гэгэна получила титул Дагини-эхэ. Скончалась она в 1923 г., незадолго до смерти своего супруга.
Как пишет М.Г. Торновский, «Богдо-гэгэн не стал игрушкой в руках лам, а, наоборот, держал их в своих руках». С юных лет он мечтал если не восстановить великое государство Чингисхана, то хотя бы освободить Монголию от китайцев и сделать её самостоятельной. Богдо-гэгэн VIII проявлял пренебрежение к маньчжурскому двору, например, игнорировал сдачу экзаменов на верность императору или торжества в честь его коронации. Удельные князья его боялись, а народные массы любили и верили, что присутствие в стране Богдо-гэгэна обеспечивает непрестанное процветание и счастье, а благословения его даруют не только материальное благополучие в этой, но и в последующих жизнях, а также помощь в бардо для лучшего перерождения.
Лидер борьбы за независимость
Из всех деяний Богдо-гэгэна VIII огромное историческое значение имеет его политическая деятельность за независимость Монголии. Благодаря своему Учителю, монголы обрели свободу и независимость, веру в свои собственные силы. Если попытаться вникнуть в историю Монголии того периода, то перед нами предстает довольно сложная картина.
В конце XIX века в Монголии наступили тревожные времена. Маньчжурская династия, нарушив все обязательства, на основании которых монголы признали ее сюзеренитет, решительно начинает проводить план по широкой колонизации монгольских земель, особенно по монголо-русской границе, увеличивает численность своих войск и укрепляет свою администрацию в Урге. Эти действия поставили под угрозу весь монгольский мир, вызвав национально-освободительную борьбу за отделение Халхи от Китая. Этому же способствовала Синьхайская революция 1911 года, низвергнувшая маньчжурскую династию Цин.
Решающую роль в борьбе за независимость сыграло духовенство и лично Богдо-гэгэн VIII. После тайных совещаний Хутухта издал лундэн (наставление) о том, что Монголия должна опираться на Россию, которая поддержала монголов. В декабре 1911 г. в Урге прошла торжественная церемония возведения Богдо-гэгэна VIII на престол великого хана (Богдо-хана) Монголии. Богдо-гэгэн, сосредоточив в своих руках высшую духовную и светскую власть, стал править под девизом «Многими Возведенный».
Внешняя Монголия стала независимым теократическим государством, что зафиксировано в исторических документах. В 1915 г. было подписано трехстороннее Кяхтинское соглашение между Россией, Китаем и Монголией, которое зафиксировало широкую автономию Монголии. После революции 1917 г. Китай, по своему обыкновению воспользовавшись слабостью России и организовав раскол в правящих кругах Монголии, в 1919 г. оккупировал ее, нарушив Кяхтинское соглашение. Независимость Монголии восстановил барон Р.Ф. фон Унгерн-Штернберг в 1921 г., который со своим отрядом изгнал оккупантов и Богдо-гэгэн был вновь возведен во власть.
Исторические события того периода ярко свидетельствуют о том, что Богдо-гэгэн VIII являлся истинным лидером монголов, который смог объединить феодальную элиту в национально-освободительной борьбе, создать независимое государство – Монголию.
Спустя многие годы атеизма и воинствующего безбожия, во время пребывания в Монголии IX Богдо-гэгэн выступит перед сангхой и произнесет эти проникновенные слова: «Хочу сказать всем ламам, ученикам, что VIII Богдо-гэгэн, его хутухты, хубилганы, преодолев трудные времена, дали независимость Монголии и всем Вам передали государство Монголию».
Таким образом, все, что связано с жизнью и деятельностью VIII Богдо-гэгэна, в том числе и свитки Пяти Будд созерцания, являются непреходящей ценностью для всех монголоязычных народов мира, символом свободы, чистоты учения и возрождения Дхармы.
Источник: газета “Хальмг Үнн”
В сюжете: ДхармабуддизмБуддабуддистыКалмыкияБогдо-гэгэн VIIIМонголияБогдо-гэгэнБогдо-Гэгэн