О пустоте
Колумнист АРД о том, как пуста наша реальность.
Когда речь заходит о пустоте, надо понимать, какая пустота и от чего пустота. Иначе, мы уподобимся нигилистам, отрицающим всякое бытие. Буддийская пустота — это отсутствие двойственности, разделяющей на плохое и хорошее, на черное и белое, на доброе и злое, божественное и демоническое. Эти понятия — относительны. Они не существуют сами по себе, одно без другого. Но как взаимообусловленное понятие они есть. И в этом случае они пусты от независимости в отношении того, что осуществляет их качества. Пустота от не присущей их природе элементов и явлений — есть свобода от осуществленного самоподобия, не имеющего ничего общего с реальностью. Поэтому, пустота есть отсутствие того, чего нет. А нет того, что всего лишь только кажется, словно мираж. И здесь это — то, что самосущностно, необусловлено, независимое и самодостаточное. Объекты всего мира мы видим именно так, а значит видим искаженно, не так, как они существуют по настоящему. И из-за этого говорят, что ничего нет. Потому что наша собственная реальность не соотносится с реальностью настоящей. Наша реальность пуста. Все в ней пусто. И в ней ничего нет. Ни Будды, ни кармы, ни существ с сансарой. Они всего лишь вымысел нашего ума. А почему так, потому что мы, в своей реальности своего ума, наделяем вещи несвойственными качествами, теми, которых у них совсем нет. Поэтому они нереальны, пусты и бессамостны. Все наименования и образы порождены и существуют в уме. В то время, как настоящее, всего лишь набор и совокупность первоэлементов (взаимообусловленность), врывающихся в наш мир лишь через ум, но не способных пробиться дальше неведения, ограничивающего их своей иллюзией.