Новости Бурятии, Монголии и Калмыкии — Asia Russia Daily
Mng
Новости Статьи Персоны Буддизм Блоги Медиа
21 января 2015 7002

Религиовед Далай-лама о псевдодуховности и не только

Религиовед Далай-лама о псевдодуховности и не только

Автор: Алексей Белов

В своей новой книге «отец» тибетского народа и признанный мировой лидер предлагает свое решение извечной проблемы – как достичь мире во всем мире.
Примечание автора: краткий вариант рецензии опубликован в сегодняшнем номере НГ-Религий.
АРД публикует полную нередактированную авторскую версию без сокращений.

Реклама

В своей новой книге «отец» тибетского народа и признанный мировой лидер предлагает свое решение извечной проблемы – как достичь мира во всем мире.

В издании, осуществленном фондом «Сохраним Тибет» по согласованию с «Фондом Далай-ламы», автор обращается к изученной «вдоль и поперек» проблеме, постоянно присутствующей и в его собственном дискурсе. Далай-лама предлагает попытаться решить глобальные общечеловеческие проблемы – насилие, конфликты, голод, кризисы путем плотного диалога мировых религий, и делится опытом собственного изучения их.

На мой взгляд, главная проблема, успешно решенная автором – поиск того общего, что объединяет всех верующих людей, без нездорового смешения столь разнообразного духовного опыта в некое универсальное псевдодуховное месиво под безответственным брендом «Единства Бога», свойственного идеологам и адептам Новой Эры, «новой» псевдодуховности.

Описывая опыт знакомства и изучения духовных традиций,  «простой буддийский монах», как обычно называет себя Его Святейшество, выявляет в каждой из них и что-то близкое ему самому, и общее с собственной традицией - буддизмом, и то, что может стать фундаментом диалога и сотрудничества. Он постулирует – это сострадание. Во многом это объяснимо тем, что сам Далай-лама по своему теологическому статусу в буддизме – человеческое воплощение Авалокитешвары, Бодхисаттвы сострадания.

Будучи ограничены размером материала, окинем беглым взглядом содержательную часть книги. Знакомство с индуизмом и другими религиями Индии – джайнизмом и сикхизмом, было, очевидно, самым легким для автора - ведь все эти традиции, как и буддизм, имеют общее культурное, историческое и духовное происхождение. И если джайнизм из-за его доктринальной и исторической близости буддизму автор справедливо называет «братом-близнецом», то в сикхизме особенное расположение Далай-ламы вызвала практика милосердного служения ближним.

Христианство не случайно столь близко и симпатично буддистам. Жизнь Иисуса Христа сильно походит на кодекс поведения бодхисаттв – существ, добровольно отказавшихся от окончательного просветления ради помощи всем существам. Жертвенная же смерть Христа находит прямые параллели в Джатаках – историях о прошлых воплощениях Будды Шакьямуни, в некоторых из которых он также жертвовал своей жизнью.

Очевидно, что самым сложным для автора было найти точки соприкосновения с исламом. Конечно, не только из-за печальных эпизодов истории, которые Его Святейшество с присущей ему буддийской толерантностью упоминает вскользь и, опять-таки, сострадательно как досадные, хоть и трагические, прецеденты. Другая, немаловажная, и, думается, даже превосходящая первую – максимальная, фундаментальная инаковость метафизических оснований и перспектив ислама и буддизма.

Забавна глава, посвященная иудаизму. Основные симпатии Далай-ламы вызвала «избранность» еврейского народа и его поразительная жизнестойкость, позволившая сохранить национальное самосознание и веру отцов вдали от родины. Глава даже называется «Иудаизм – вера изгнанников». Обратил внимание автор и на заметные матриархальные мотивы еврейской традиции, напомнившие ему буддийское отношение ко всем существам как к собственным матерям. 

В подводящей итог главе «Сострадание: то, что объединяет религии мира» Его Святейшество обобщает все ранее сказанное в основной мысли, она же – генеральная идея книги:

«Я глубоко убежден в том, что сострадание – естественная способность человеческого сердца испытывать заботу о другом существе и чувствовать свою взаимосвязь с ним, – это главная черта свойственной всем нам человеческой природы, а также основа нашего счастья».

Среди очевидных, на мой взгляд, (хоть и несущественных) недостатков отмечу следующие.

Принципиальная, на взгляд религиоведа, дилемма, так и осталась в очередной раз без ответа. Я имею ввиду определение буддизма как религии. В массовом сознании (и по правовому статусу) буддизм, конечно же, не что иное как религия. Однако сами буддисты всячески открещиваются от такого определения, предлагая как альтернативу такие определения, как «духовная практика/традиция», «медитация», «работа с умом» и т.д. Далай-лама, смело и неоднократно отмечая «отсутствие Бога» в буддийской метафизике, употребляет, видимо, как попытку разрешения дилеммы, вслед за многими буддийскими учителями термин «нетеистическая религия». Что, по моему мнению, не снимает проблемы.

И второе замечание. Конечно, всего многообразия мировых религий в ограниченной объемом работе не охватишь, однако выбор Далай-ламы обусловлен здесь и политическими соображениями, и политкорректностью. Посвятив целую главу иудаизму, который является «мировой» религией лишь постольку, поскольку иудеи живут по всему миру, а по сути же иудаизм – закрытая этническая конфессия, автор лишь вскользь упомянул зороастризм (кстати, тоже закрытую этноконфессиональную традицию) и даосизм, в последнее время приобретающий все большее количество последователей и в западном мире.

Впрочем, несмотря на идеализм, некоторую наивность и упомянутые погрешности, книга лауреата Нобелевской премии мира, несомненно, полезна русскоязычной аудитории по следующим причинам.

И в первую очередь – самим буддистам, а именно тем из них, кто по каким-то причинам так и не избавился от остатков неофитского фанатизма, благодаря которым они, преисполнившись гордости, считают буддизм наилучшей и наивысшей духовной традицией. Его Святейшество ясно характеризует это неприемлемое «воззрение»:

«…Второй подход можно по аналогии назвать инклюзивизмом: он заключается в том, что верующий частично признает некоторую достоверность других религий, но при этом уверен, что их учения – лишь часть полного свода наставлений, содержащегося в его собственной традиции. ... Хотя такая позиция подразумевает гораздо большую толерантность, чем первая (эксклюзивизм – прим. авт.), в конечном итоге в ее основе лежит уверенность, что без других вероисповеданий можно обойтись…»

Несомненно, полезной книга Далай-ламы будет и тем последователям учения Благородного (Будды - прим. авт.), которые в силу каких-то личных причин с явной или скрытой неприязнью относятся к иным религиозным традициям и их адептам, в частности, к исламу. Подобная нетерпимость, даже проявляющаяся как скрытая неприязнь, явно не соответствует и не способствует буддийской практике, одна из целей и методов которой – освобождение от всех и всяческих негативных эмоций.

Свою решимость и последовательность в стремлении к диалогу и взаимопониманию между мировыми религиями Его Святейшество демонстрирует наглядно – на обложке книги фото, где Далай-лама молится в католической церкви, на обороте он - среди иудеев, индуистов, мусульман. Этот пример мудрости и веротерпимости особенно актуален в современной, якобы (де юре) «светской» и «поликонфессиональной» России, где взаимопроникновение государства и Русской Православной Церкви, широким массам подающееся как жизненно важная «духовная скрепа», принимает уже явно нездоровые формы и угрожающие масштабы.

Фото: s.ohtuleht.ee

В сюжете: Далай-ламарелигиоведениесостраданиекнига

Похожие материалы

30 июня 1277

Книга "Тайная разведка Чингисхана" откроет новые данные для исследователей истории

В отличие от традиционных исторических исследований, это исследование фокусируется на разведывательных аспектах, заложенных в "Сокровенном сказании монголов".

7 марта 1319

Библиотека Русского Дома в Улан-Баторе пополнилась уникальным изданием

К читателям Монголии пришел сборник стихов современных авторов,чьи произведения посвящены СВО и ее героям.

11 декабря 2024 627

Состоялась презентация книги “Памятники истории и культуры монголов в Германии”

В будущем планируется издать 20 томов о памятниках культурного наследия Монголии, которые хранятся по всему миру.

6 декабря 2024 1171

В Национальной библиотеке Бурятии представят первую книгу проекта «Тоонто нютаг – связь поколений»

13 декабря в Национальной библиотеке Бурятии пройдет презентация первой книги проекта «Тоонто нютаг – связь поколений».

Первая полоса

8 апреля 27911

"Аэрофлот" распространит на Улан-Удэ тарифы с единой ценой

Сегодня 9

На телецентре Улан-Удэ запустили новую мультимедийную студию

LED экраны отображают мультимедийный контент, с их помощью достигается эффект полного погружения в описываемые события.

Сегодня 91

В Улан-Удэ действует особый противопожарный режим

В связи с этим в городских лесах ограничено пребывание людей и въезд транспортных средств.

Реклама
Сегодня 97

В Бурятии вышел документальный фильм о ветеранах СВО. ВИДЕО

«Бурятия. История мужества» - это история о том, как не сдаваться ни на поле боя, ни в мирной жизни.

Сегодня 115

Монголия празднует Наадам-2025

С 1921 года Наадам ознаменовал собой новую эру, став символом национальной гордости, а в 2010 году ЮНЕСКО признала его сокровищем всего человечества.

Реклама

Популярное

  • 5 июля 3543

    Названы 100 лучших компаний Монголии в 2024 году

  • 4 июля 2425

    Валерий Фальков: Университеты Бурятии находятся на подъеме, эффективно работают научные организации

  • 4 июля 2414

    Министр образования Монголии: Второй форум ректоров вузов России и Монголии готова принять наша страна

  • 4 июля 2356

    Ректоры вузов России и Монголии почтили память участников Великой Отечественной войны

  • 4 июля 2318

    В Бурятии открыт Центр монгольского языка и культуры

  • 5 июля 2041

    Виктор Садовничий: «Форум ректоров России и Монголии даст мощный импульс развития российско-монгольского диалога в сфере науки и образования»

  • 6 июля 1725

    Китай готов инвестировать в строительство многофункционального комплекса «Забайкальск-Маньчжурия»

  • 6 июля 1694

    Делегация Счетной палаты Республики Бурятия находится в Монголии с рабочим визитом

Сегодня 125

В 2026 году в Кабанске откроется молодежное пространство

В 2025 году район стал победителем Президентской программы «Регион для молодых», которая входит в нацпроект «Молодёжь и дети».

Сегодня 128

ТимлюйЦемент запустил в работу третью технологическую линию

В связи с возросшим спросом на цемент в Бурятии и Забайкальском крае у предприятия появилась необходимость увеличения производственных мощностей.  

Сегодня 320

Маньчжурия, Чита и Улан-Удэ обсудили работу реабилитационных центров для инвалидов

Участники встречи выразили надежду на дальнейшее сотрудничество, обмен опытом и специалистами для взаимного обучения.

Сегодня 325

Годовая инфляция в Монголии в июне 2025 года достигла 8,2%

На данный показатель напрямую повлияло увеличение цен на импортные товары и социально значимые продукты питания.

Видео дня: Министр спорта Бурятии водрузил флаг Победы на вершине Мунку-Сардык

Несмотря на непогоду, крутые подъемы и ледяные склоны, Иван Козырев дошёл до цели.

Сегодня 342

На главной площади Улан-Батора состоялась церемония почитания Девяти белых бунчуков

Сегодня 323

512 борцов примут участие в Наадам-2025

В соревнованиях по национальной борьбе на празднике Наадам-2025 примут участие 512 борцов, среди которых пятеро многократных победителей Наадама.

Самое важное

10 октября 2024 30098

«Служу трудовому народу!» Интервью с послом России в Монголии. ВИДЕО

Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла России в Монголии А.Н.Евсикова российско-монгольскому телеканалу "AIST Global".

8 октября 2024 30250

В Бурятии создадут каталог эвенкийского национального костюма

Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Республики Бурятия и государственный республиканский центр эвенкийской культуры «Арун» приступили к проекту «Каталог “Аяргумэ тэтыгэ”».

8 октября 2024 30008

Форум регионов России и Монголии станет ежегодным

В Улан-Баторе состоялось XVI заседание подкомиссии по региональному и приграничному сотрудничеству и развитию туризма российско-монгольской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

4 октября 2024 31057

Россия и Монголия скорректируют планы сотрудничества

XVI заседание Подкомиссии по региональному и приграничному сотрудничеству Российско-Монгольской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству пройдет 7октября в Улан-Баторе.

Наверх

2013 — 2025 © ARD: портал деловой информации
Свидетельство о регистрации СМИ Эл. № ФС77-54407. Выдано Роскомнадзором 17.06.2013 г.
При цитировании и публикации материалов прямая активная ссылка на asiarussia.ru обязательна.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.

  • Контакты
  • О проекте
  • Рекламодателям
  • Политика конфиденциальности и обработки персональных данных
Разработка и поддержка сайта
Realist
Мы используем cookie. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных.
Ок