Власти Бурятии пообещали жителям, оставшимся без электричек, отремонтированные дороги
6 марта в Улан-Удэ прошли общественные слушания по проблемной ситуации вокруг пригородных перевозок.
<p>Из-за низкого пассажиропотока в республике начали сокращать «невыгодные» для железнодорожников пригородные электрички и заменять их автобусами. Для этого республиканские власти готовы выделить средства на приведение в порядок дорог, ведущих от федеральной трассы к населённым пунктам, и оборудовать подъездные пути. Многие жители, привыкшие к электричкам, недовольны таким раскладом и просят «вернуть» их обратно: по их мнению, автотранспорт проблему не решит. Ситуацию осложняет и рост тарифов на проезд в неотменённых электричках: с 1 января 2014 года он подорожал в два раза. Эти и многие другие вопросы обсудили 6 марта на общественных слушаниях по пригородным перевозкам.
«Проблемные» маршруты не отменят
По статистике, в декабре 2013 года фактическая средняя наполняемость электричек составила 18,2 человека на вагон, а уже в январе 2014-го этот показатель «упал» до 11,4. А всего в период с 2010 по 2013 гг. он снизился почти на 40%. - Если смотреть в разрезе 2013 года по тем маршрутам, которые фигурировали в заявке и осуществляли перевозку пассажиров, средняя наполняемость вагонов по Бурятии составила 22,7, – отметил в своём выступлении министр транспорта РБ Сергей Козлов. – По техническим характеристикам и выпускаемым сегодня электропоездам минимальная составность – это 380 мест. Если говорить о 22 людях в вагоне и четырёх вагонах, это порядка 88 человек при 380 местах общего состава. В достаточно отдалённых от Улан-Удэ районах и посёлках количество пассажиров в электричках ещё ниже. Так, на некогда популярном у дачников и туристов направлении «Мысовая – Выдрино – Мысовая» нагрузка составляет 12,9 человек на вагон. Поезда там начали сокращать ещё в прошлом году. В 2012-м перестал курсировать поезд «Улан-Удэ – Горхон», «Горхон – Улан-Удэ». Перемены коснулись и другого рейса: «Улан-Удэ – Петровский завод»: сейчас вместо шести раз в неделю электрички ходят там лишь четыре раза. А вот в населённых пунктах, вблизи которых нет хороших дорог, а значит, возникают проблемы с транспортным обслуживанием, власти пока не намерены убирать электрички. - Есть проблемы между Северомуйском и Таксимо, там электрички на сегодняшний день не отменяются, и пока мы не дадим альтернативные виды транспорта, их отмена не предвидится, – сообщил Сергей Козлов.
18 миллионов на дороги
Об оптимизации электричек в Кабанском районе власти заговорили в ноябре 2013 года. Этот вид транспорта стал в тягость республиканскому бюджету, который вынужден компенсировать из своих средств затраты на выпадающие доходы перевозчика. Однако решение пересадить пассажиров на микроавтобусы вызвало массовое недовольство населения. Сейчас электричка «Выдрино-Мысовая» ходит всего два раза в неделю – по пятницам и воскресеньям, чтобы ученики школы-интерната в Танхое могли на выходные приехать домой. Их родители обеспокоены возможной отменой электрички, однако в Минтрансе уверяют: пока не будет найден более экономный вариант перевозки, никаких изменений не будет. В Кабанском районе большая часть населённых пунктов расположена вблизи федеральной трассы. Власти отмечают, что добираться жителям до автобусной остановки не составит труда. На приведение в порядок дорог и оборудование автомобильных подходов правительство готово выделить 18 миллионов рублей. Приобретение спецтехники для поддержания состояния дорог профинансируют отдельно.
Возместят убытки
Из-за сокращения электричек за три года «Байкальская пригородная компания», занимающаяся перевозкой пассажиров, понесла убытки почти на 700 млн рублей, 60 млн рублей из них перевозчик потерял в 2013 году. Сегодня из республиканского бюджета удалось возместить половину этой суммы. Остальные убытки, не предусмотренные в рамках бюджета, планируется компенсировать в 2014-м, и, скорее всего, – силами местного бюджета. Ведь российское правительство планирует постепенно сокращать субсидирование пригородного железнодорожного транспорта, а в 2018 – и вовсе остановить его. - В бюджете надо будет предусмотреть почти миллиард, где взять эти деньги при дефиците бюджета в 3,5 миллиарда? Через несколько лет возникнет такая проблема. При этом вагоны будут пустыми, как и сегодня и, может быть, ситуация даже обострится, – считает зампред председателя комитета по экономической политике Народного Хурала Анатолий Кушнарёв.
Рост тарифов обоснован
Напомним, в течение 2013 года стоимость билетов в пригородных поездах повышалась дважды – с 1 марта и с 1 октября. С января 2014 года, согласно приказу Республиканской службы по тарифам, за 10 км пути пассажирам пришлось платить уже не 31, а 61 рубль. В республиканской службе по тарифам отмечают: рост цен обусловлен низким пассажиропотоком. Доходы не окупают расходы, ведь большая часть полученных от перевозок денег уходит на содержание самих же электропоездов. - Республиканская служба по тарифам ведёт расчёт затрат по перевозкам на основе методики, утверждённой федеральной службой по тарифам, – отметил в ходе общественных слушаний первый заместитель руководителя РСТ Борис Хмелев. – По ней на данное время затраты самой компании составляют всего 17%. Большая часть – 83% – это затраты на содержание инфраструктуры и подвижного состава. С учётом решений ФСТ, а также резким снижением пассажирооборота, при утверждении тарифов на 2014 год произошёл существенный рост. Как разрешится ситуация и будут ли повышаться цены на проезд в электричках в будущем, пока неизвестно. - В январе была создана рабочая группа по урегулированию данной ситуации, но решения, имеющего логического завершения, пока не принято, – подчёркнул Борис Хмелев.
Льготы сохранятся
Между тем, в Министерстве социальной защиты Бурятии отмечают, что некоторые категории населения смогут покупать билеты на пригородные поезда по сниженной вдвое цене. - Это ветераны труда, труженики тыла, реабилитированные лица, а также в период с 1 апреля по 31 октября, когда начинается дачный сезон, пенсионерам, которые не имеют льгот, – подчеркнула министр соцзащиты Татьяна Быкова. – Мы проводим возмещение расходов, связанных с льготным проездом, на основании государственного контракта. В 2014 году его цена составляет 5,4 млн. рублей. Меры соцподдержки будут предоставляться адресно – прежде всего, людям, чей средний доход менее полторы величины прожиточного минимума, сообщает «">http://www.infpol.ru/kartina-dnya/item/2278-vlasti-poobeshchali-ostavshimsya-bez-elektrichek-zhitelyam-18-mln-rublej-na-oborudovanie-dorog.html]«Информ Полис».</p>
В сюжете: электрички