Новости Бурятии, Монголии и Калмыкии — Asia Russia Daily
Новости Статьи Персоны Буддизм Блоги Медиа
23 июня 2017 10057

Потомок Чингисхана, ставший русским дворянином

Потомок Чингисхана, ставший русским дворянином

Петр I и М.И.Сердюков. Памятник в г. Вышний Волочок

История пленного монгола М. Сердюкова, талантливого мастера-гидротехника, ставшего верным сподвижником Петра I.

Реклама

Как до, так и после преобразований первой четверти XVIII века вы­движение на ответственные посты выходцев из простого народа было делом почти неслыханным. А потому лишь в петровские времена могло произойти такое, и тогда весьма редкое, событие, что во главе строи­тельства крупнейшего водного пути стал бывший невольник, потом воль­ноотпущенник, к тому же представитель угнетенного национального меньшинства — калмык Михаил Иванович Сердюков.

М.И. Сердюков. Портрет маслом. Позднейшая репродукция

М.И. Сердюков. Портрет маслом. Позднейшая репродукция

Территориальный рост централизованного Русского государства в XVI—XVII веках, включение в его границы новых земель и хозяйст­венное развитие последних заставляли московское правительство зани­маться вопросом улучшения сухопутных и водных путей сообщения в гораздо более широких масштабах, чем раньше.

Петр I среди прочих мероприятий по развитию русских путей сооб­щения внес в дорожное и почтовое дело серьезные улучшения.

Еще в 1683-1684 гг. впервые была определена трехсаженная (шестиметровая) ширина для больших проезжих дорог и двухсаженная (четырехметровая) для прочих дорог. Наряду с новыми трактами к Петербургу от Новгорода, Нарвы и т. д. Петр задумал «перспективную» магистральную дорогу по прямому направлению между Москвой и Петербургом. Было построено около 130 км «перспективной дороги», однако преодолеть болотистой местности Петр не смог, и начатое дело было прекращено. Осталась старая извилистая 800-километровая дорога — «Питерский тракт», по которому в дождли­вое время года путешествие между столицами занимало до пяти недель.

И вообще в первой четверти XVIII века сухопутные средства сообще­ния все еще находились в столь неудовлетворительном состоянии, что правительство вынуждено было обратить самое серьезное внимание на развитие водных путей сообщения.

Устройство новых и улучшение прежних путей водных сообщений наталкивалось на сопротивление бояр и духовенства. Один из современ­ников приводит слова князя Б.А. Голицына, объявлявшего себя сторон­ником петровских преобразований: «Если бог, создавая реки, дал им известное течение, то со стороны человека было бы неразумным высоко­мерием стараться натравить их в другую сторону». Можно себе пред­ставить, что говорили противники реформ! Для них создание новых пу­тей сообщения, несомненно, было делом антихристовым.

Сразу же после взятия у турок крепости Азова в 1696 г. Петр I на­метил строительство канала между Волгой и Доном (посредством соединения р. Иловли, притока Дона, с р. Камышинкой, притоком Волги). Первый камер­ный шлюз на трассе этого канала был построен немецким мастером Брекелем в 1698 г. Однако шлюз этот был сооружен очень неудачно, он «подался в основании и под закрытыми воротами вода свободно проте­кала». Опасаясь гнева Петра, мастер бежал за границу.

Его преемник, английский инженер Джон Перри, составил новый проект канала. Под руководством Перри за 3 года была вырыта часть канала и построено несколько шлюзов. Однако в 1701 г. работы прерва­лись в связи с тем, что Петр и его советники решили соединить бассей­ны Дона и Волги по более северной трассе («Ивановская система») протяжением в 225 км (предполагалось соединить оз. Ивановское, из которого вытекает Дон, с р. Шатью, притоком р. Упы, впадающий в р. Оку). Ивановская система называлась также Епифансой. К 1702 г. на участке у Иван-озера было пост­роено 7 каменных шлюзов, а к 1707 г. их число возросло до 24. В 1703-1707 гг. проводилось шлюзование р. Воронеж (притока Дона). Дж. Пер­ри в книге, опубликованной на английском языке в Лондоне в 1716 г., подчеркивал, что шлюзы, построенные в 1704 г. на р. Воронеж не усту­пали крупнейшим сооружением такого рода за границей и отличались исключительной прочностью.

В 1703 году было принято решение о постройке Вышневолоцкой водной системы для соединения бассейна Волги (а, значит, и Каспийского моря) с Балтийским морем. Трасса Вышневолоцкой системы шла от Волги через ее приток, р. Тверцу, далее по запроектированному искусственному Вышневолоцкому каналу, р. Цне, через оз. Мстино, р. Мету, оз. Иль­мень, р. Волхов, Ладожское озеро и р. Неву — к Финскому заливу.

Фрагмент рукописной карты «Ныне употребляемой водяной коммуникации от Вышнего Волочка до Новгоро­да». 60-е годы XVIII в.

Фрагмент рукописной карты «Ныне употребляемой водяной коммуникации от Вышнего Волочка до Новгоро­да». 60-е годы XVIII в.

Работы начались с постройки канала между Тверцой и Цной, под руководством Д. Амстеля, Г. Амстеля и других голландских мастеров. Формально канал был закончен в 1706 г., а вся система вступила в строй к 1709 г. Однако на деле «трудность сего хода» была «несказан­ная». Гидротехнические работы оказались выполненными неудовлетворительно. Глубина воды в канале и на некоторых других участках пути была недостаточна. Отсутствие искусственных водохранилищ не позво­ляло поддерживать необходимый уровень воды. К тому же суда, с гре­хом пополам прошедшие Вышневолоцкий канал, терпели аварии на оз. Ильмень, а особенно у берегов бурного Ладожского озера. Поэтому значение Вышневолоцкой системы вначале было невелико. О том, как труден был этот путь, можно судить по такому факту. В 1711-1712 гг. по Вышневолоцкой системе шло около сорока судов, построенных в Ка­зани. Они целое лето 1711 г. шли по Волге и Тверце. Осенью они достигли р. Меты, но из-за недостатка воды должны были остановиться на зимовку.

Для улучшения Вышневолоцкой системы в 1716 г. были приглашены итальянские механики из Флоренции — Антонио Вестри и другие. Их работа тоже не дала больших результатов. Они не справились со своей задачей, и уже через 10 лет канал пришел в плачевное состояние. Шлю­зы и береговые укрепления обветшали. Неукрепленные берега обвали­вались. От этих обвалов образовывались наносы и отмели. Требовалось провести большие работы по реконструкции Вышневолоцкой системы.

Чтобы избежать постоянных аварий судов в Ладожском озере, в 1718 г. Петром было принято решение о строительстве обводного Ла­дожского канала, а указом 26 июня 1719 г. перестройка Вышневолоц­кого канала и других гидротехнических сооружений системы была воз­ложена на М.И. Сердюкова, по проекту, составленному последним.

Фрагмент чертежа М.И.Сердюкова Вышневолоцкой системы

Фрагмент чертежа М.И.Сердюкова Вышневолоцкой системы

Михаил Иванович Сердюков был по происхождению калмыком или монголом, купленным в Средней Азии и вывезенным оттуда купцом Евреиновым. Петр обратил взимание на способности и познания Сердюкова, который был в то время приказчиком Евреинова на рыбных промыслах в Астрахани. Кстати, любопытно отметить, что другим при­казчиком того же купца был известный петровский соратник Шафиров, которого Петр определил на службу в Посольский приказ.

Сердюков по приказу Петра был записан в новгородское купечест­во. Ему поручались ответственные поставки материалов для строитель­ных работ на Ладожском озере и начатом тогда Вышневолоцком кана­ле. В 1719 г. Сердюков подал свой проект производства работ по Выш­неволоцкому каналу.

Сущность проекта Сердюкова сводилась к тому, чтобы устранить основной недостаток Вышневолоцкой системы — маловодность. Для этого Сердюков предлагал направить новым каналом («перекопью») воды реки Шлины, «которая близ Метина озера», через это озеро в реки Цну и Тверцу. Вместе с тем Сердюков наметил очистку и углубление этих рек и Вышневолоцкого канала, а также постройку заново и ремонт шлюзов и иных гидротехнических сооружений.

Петр одобрил проект Сердюкова и указом 26 июня 1719 г. сделал мастера главным исполнителем всех работ. Сердюкову предоставлялись обширные полномочия.

Работы должны были производиться Сердюковым за его счет («своим иждивением»). Поскольку личные средства «новгородского купецкого человека» — как именовался теперь Сердюков — были очень ограниченны, Петр сдал ему на откуп таможенные, канцелярские и неко­торые другие сборы в Вышнем Волочке, предоставил взыскание платы с купеческих судов, проходивших по Вышневолоцкой системе, дал право владеть «безоброчно» 50 лет мельницами и другими заведениями.

В июльском номере петров­ских «Ведомостей» за 1719 г. бы­ло помещено сообщение о том, что Сердюков приступил к осуще­ствлению своего проекта.

Поселившись в Вышнем Во­лочке, Сердюков начал работу с большим упорством. Он встретил «на своем пути много всевозможных препятствий. Ему пришлось бороться не только с природой, но и с теми людьми, которым было невыгодно существование канала. В то время основное населе­ние Вышнего Волочка состояло из ямщиков. Ямские подрядчики, приказчики, старосты были недовольны уничтожением гужевой перевозки товаров, приносившей м большие доходы.

Поэтому они всеми силами старались вредить Сердюкову: подговаривали зависевшее от них местное население не наниматься к нему на работу, портили соору­жения, расхищали инструменты и строительные материалы, ломали постройки, самовольно открывали шлюзы. Если случалось, что судно разбивалось в порогах, они расхищали товары и т. д.

Иногда лоцманы, подкупленные врагами Сердюкова, чтобы ском­прометировать его дело, сами разбивали суда. Поэтому он лично при­сутствовал при переходе судов через наиболее опасные пороги. Чтобы оградить Сердюкова от всех этих неприятностей, в 1722 г. были присла­ны солдаты для несения караульной службы. Были приняты и другие меры для охраны канала.

Петр все время следил за работой Сердюкова. Он часто посещал Вышний Волочек, беседовал с Сердюковым и даже бывал у него в доме. Такое отношение царя вызвало зависть новгородской знати и духовен­ства и восстановило их против Сердюкова. Его стали травить и искали случая, чтобы подвести его под опалу. Повод вскоре представился.

Дом в Вышнем Волочке, где жил М.И.Сердюков

Дом в Вышнем Волочке, где жил М.И.Сердюков

Однажды во время строительства каменного дома в Новгороде ра­бочие Сердюкова вырыли большой железный крест весом около 32 кг. Сердюков велел поставить этот крест на улице возле своего дома. Это послужило поводом для обвинения Сердюкова в приверженности к ста­рообрядчеству (поскольку крест был старинной формы).

Узнав об этом, Сердюков поспешил спрятать крест в погребе, где у него находилась всякая рухлядь, чтобы показать, что он не придает никакого значения своей находке. Но это не помогло. Местное духовен­ство, ревностно искоренявшее раскол, добилось ареста Сердюкова и отсылки его в Петербург. Там он несколько месяцев просидел в тюрьме без всякого следствия.

Но Петр, проезжая Вышний Волочок, увидел, что все работы на ка­нале прерваны. Это его страшно рассердило. Вернувшись в Петербург, он велел доставить к себе Сердюкова, сам допросил его и убедившись в его невиновности, сразу же отпустил, приказав как можно быстрее приступить к делу.

После этого случая у Сердюкова было еще много столкновений с местной знатью. На него сыпались жалобы в сенат, его обвиняли в зло­употреблениях, в самоуправстве, насилиях (кстати, при осуществлении строительных работ обиды ямщикам и крестьянам действительно чини­лись). Но каждый раз сенат становился на его сторону, рассматривая его дело как общегосударственное.

Опираясь на поддержку Петра, мастер-гидротехник сумел довести дело до конца. За два года, к середине 1722 г., он закончил главные работы. Система шлюзов и других гидротехнических сооружений работа­ла хорошо. После окончания Тверецкого канала Сердюков получил Выш­неволоцкую систему в свое полное управление.

Указом от 25 мая 1722 г. ему разрешено было собирать деньги за проезд по каналу и предоставлялись другие привилегии и права. Ему разрешалось в случае надобности брать для постройки плотин и других сооружении прилежащие участки помещичьей земли с уплатой возме­щения владельцам за счет казны, поскольку «то дело всего государства». Сердюков мог для нужд строительства рубить лес, в том числе и помещичий. Наиболее ценные «заповедные» породы леса должны были выдаваться ему также «по росписи, не задерживая», но с особого разре­шения Адмиралтейства, так как эти породы нужны были для флота.

С согласия того же Адмиралтейства требования Сердюкова о при­сылке ему «машинных мастеров» (гидротехников), кузнецов, плотников и чернорабочих должны были удовлетворяться полностью.

Из указа было видно, что правительство смотрело сквозь пальцы на использование Сердюковым (как, кстати говоря, и многими промыш­ленниками того времени, например Демидовыми) труда беглых поме­щичьих крепостных. Только в том случае, если помещики обнаруживали на работе у Сердюкова своих крестьян, он должен был отдавать, их бывшим владельцам под расписку «без задержания».

Однако даже в этом случае помещики должны были, по выражению указа, «убытков и волокит ему не чинить».

Казенным горно-металлургическим Олонецким и другим заводам предписывалось поставлять Сердюкову по казенной цене все необходи­мые инструменты.

Со своей стороны Сердюков обязан был продолжать совершенство­вать Вышневолоцкую систему в техническом отношении и производить новые гидротехнические и мелиоративные работы.

г. Вышний Волочок. Современный вид канала Вышневолоцкой системы

г. Вышний Волочок. Современный вид канала Вышневолоцкой системы

24 августа 1722 г. был издан новый указ «О Вышневолоцких слюзах и Бо­ровицких порогах». Там говорилось:

«1. В слюзах, в которых сделаны для спуску судов одни ворота, ве­лено Михаилу Сердюкову построить другие ворота, и чтоб близ канала скотину не пасли, а пашни не пахали, и сена не косили, о том всем под­твердить указами». В следующих пунктах предписывалось очистить Боровицкие пороги от каменных заграждений, устраиваемых местными жителями для рыбной ловли; расчистить от леса «бечевник», т. е. доро­гу, которой пользовались бурлаки, тянувшие бечевой суда по реке Тверце; починить гнилые мосты на этом пути и т. д.

Сердюков занимался не только развитием Вышневолоцкой водной системы в транспортных целях. Он строил также различные вододействующие предприятия — мукомольные мельницы, лесопилки, винокурен­ные, пивоваренные, кожевенные заводы и т. д. на реках и каналах этой системы.

После смерти Петра I Сердюков сохранил свое положение. Слишком заинтересовано было правительство в поддержании Вышневолоцкой си­стемы. При Елизавете Петровне он получил дворянство и гражданский чин коллежского советника, что соответствовало по «Табели о рангах» военному званию полковника.

Техническое творчество Сердюкова продолжалось. Так, например, в 1736-1738 гг. на р. Цне он создал заводское водохранилище, пропуск воды из которого обеспечивал судоходные глубины на реках Тверце и Мете.

В 1743 г. Сердюков выдвинул проект осушения болот, лежащих вокруг уже построенных каналов, исправления и углубления фарватера р. Тверцы, улучшения судоходства на р. Мете и расчистки Боровицких порогов. За это он просил разрешить ему увеличить сбор денег с судов и плотов, следующих по Вышневолоцкой системе. Разрешение было да­но, и Сердюков вместе с сыном Иваном, своим верным помощником, принялся за работу.

План его заключался в том, чтобы, устроив плотины на главных притоках р. Меты, понизить уровень реки, осмотреть ее русло, расчи­стить Боровицкие пороги, а в тех местах, где река разделялась острова­ми на мелководные русла, провести каналы со шлюзами. Это позволило бы регулировать приток воды в Мету. Этот план являлся для своего времени не меньшим техническим достижением, чем план постройки Тверецкого канала и Вышневолоцкого водохранилища за четверть века до этого.

Проект отца и сына Сердюковых был блестяще осуществлен, при­чем работы обошлись вдвое дешевле, чем предполагалось по первона­чальной смете. К середине 1750 г. работы были закончены. После этого Сердюков принялся за исправление ранее построенных сооружений и в общем привел весь Вышневолоцкий водный путь в хорошее состояние. Во второй половине 50-х годов по этому пути провозилось в среднем в год с Волги в Петербург от 9.5 до 12 млн. пудов товаров.

В 1754 г. Михаил Иванович Сердюков умер, и управление Вышне­волоцкой системой перешло к его наследникам. Сын гидротехника Иван Михайлович Сердюков ненадолго пережил своего отца. Он утонул в 1761 г. Позднее казна выкупила у семьи Сердюковых эту важную вод­ную систему.

Постройка Вышневолоцкого водного пути имела большое экономи­ческое значение. Благодаря ей Петербургский порт получил связь через Волгу и ее притоки с различными районами страны. Обороты Петер­бургского порта возросли. Волга, Кама, Чусовая и Белая связывали Вышневолоцкую систему с горнозаводским Уралом. Через Петербург­ский порт экспортировался уральский металл, а также производившийся в центральных губерниях и в Поволжье лен, пенька, сало, корабельный лес и другие товары. Для населения столицы по Вышневолоцкой системе доставляли продовольствие и различные ремесленные изделия.

Стоимость провоза по Вышневолоцкой системе была примерно в де­сять раз ниже, чем стоимость перевозки гужом.

Вышневолоцкая система оказала влияние и на род занятий населе­ния, проживающего в районе водного пути.

Значительное количество крестьян и работных людей было занято работами по поддержанию и совершенствованию этого водного пути. Многие работали на ней бурлаками, лоцманами, рулевыми судов. Коли­чество крестьян и работных людей, обслуживавших эту водную систему, почти равнялось числу жителей прилегавших районов, занятых на сель­скохозяйственных работах, и более чем в два раза превышало количе­ство лиц, занимавшихся иными промыслами.

Впрочем, необходимо отметить, что первая большая русская водная система по своему техническому оснащению соответствовала уровню гидротехники XVIII в. и имела свои существенные недостатки.

Судоходство по Вышневолоцкой системе затруднялось тем, что она состояла из рек с различным течением — то спокойных, то быстрых и порожистых, а также из каналов. Она была судоходна вначале 40 — 60 дней, а затем 100 — 130 дней в году. Суда подолгу простаивали на зимов­ке. Второй ее недостаток заключался в том, что по этому водному пути суда шли только в Петербург, а обратно не возвращались. В Петербурге их продавали на топливо или использовали для плавания по Неве и Ладожскому каналу. Необходимость каждый раз строить новые суда имела очень отрицательные последствия: уничтожались лесные массивы в районе постройки судов, а это приводило к вздорожанию судов.

Однако для своего времени сооружение Вышневолоцкой системы было выдающимся техническим достижением.

Имя строителя первого водного пути, соединившего Петербург с Вол­гой, пользовалось известностью. Не было оно забыто и более чем столе­тие спустя. Так, например, «Народная газета» от 21 марта 1863 г., отме­тив значение Вышневолоцкой водной системы, добавляла, что систему эту «устроил Михаил Сердюков, родом калмык, механик-самоучка, про­стой рабочий купца Евреинова». Сердюков, по выражению газеты, «вы­строил и подарил России канал, важнейший из трех водяных сообщений Невы с Волгою, приносящий правительству большой доход и снабжаю­щий мукою петербургских жителей. Благодаря этому каналу г. Рыбинск теперь одна из богатых пристаней». «Жаль, что год смерти этого заме­чательного человека неизвестен,- писала в заключение газета (дата смерти Сердюкова — 1754 год — была установлена значительно позже).- Но каменный дом, где жил Сердюков, недалеко от плотины водохранилища, сохранился. Показывают также могилу его на кладбище села Городолюбля в сельской же церкви».

Могила Михаила Ивановича Сердюкова

Могила Михаила Ивановича Сердюкова

Фото: rusdarpa.ru

Источник: rusdarpa.ru

В сюжете: М.СердюковПетр IгидротехникВышневолоцкий водный путь

Агрегатор новостей 24СМИ
Вконтакте
Facebook
Twitter

Комментирование временно отключено
Обсудить материал на Facebook

Похожие материалы

20 января 2016 5732

Станислав Белковский: Путин не любит китайцев, а поворот на восток - это блеф

Политтехнолог Станислав Белковский, учредитель и директор "Института национальной стратегии", рассуждает о том, почему Путин не уподобится Александру Невскому и Петру I и не засунет голову в пасть "китайскому дракону".

Первая полоса

11 марта 13493

“Полупроводниковая эпоха”. Монгольский фактор стал для России крайне важным

Сегодня 1

Больше половины жителей БАМа в этом году получили новое жилье

До конца года необходимо переселить еще 18 семей, проживающих в зоне Байкало-Амурской магистрали.

Сегодня 17

Посол У.Батбаяр нанес визит вежливости Джо Байдену

У.Батбаяр передал приветствие Президента Монголии У.Хурэлсуха и обменялся мнениями о двусторонних отношениях и дальнейшем сотрудничестве.

Реклама
Сегодня 19

Что изменится в жизни россиян с 1 июля 2022 г.

Подборка важных законов и правил, которые заработают в июле 2022 года и коснутся многих россиян.

Сегодня 10

В Улан-Удэ откроется вторая выставка "Уран дархан"

Победители конкурса с призовым фондом в 1,8 млн рублей покажут свои работы.

Реклама

Популярное

  • 27 июня 195

    В Бурятии отметили Сурхарбан. ФОТО

  • 28 июня 162

    В Бурятии после двухлетнего перерыва открылся профилакторий для пожилых граждан

  • 28 июня 156

    Владислав Ховалыг: Тува может стать "железнодорожным окном" в Азию

  • 27 июня 154

    Правительство России расширило ТОР "Бурятия"

  • 28 июня 154

    Проект "Дорога тысячелетия" завершен спустя 21 год

  • 27 июня 148

    Игольников поблагодарил Международную федерацию дзюдо за возможность выступить в Монголии

  • 27 июня 142

    В Бурятию прибыли первые участники программы молодежного и студенческого туризма

  • 28 июня 142

    Petro Matad сократила потери в 2021 году

Сегодня 14

В Бурятии принят закон "Об экологическом образовании"

Депутаты Народного Хурала приняли закон об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры.

Сегодня 13

Автомобильную дорогу Улан-Удэ-Романовка-Чита приведут к нормативу на 85% к 2027 году

Ремонт идет в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги».

Сегодня 15

VK и "Мой бизнес" запустили программу для предпринимателей и самозанятых граждан

Обратившись в центры «Мой бизнес», предприниматели смогут удвоить рекламный бюджет на продвижение в соцсети ВКонтакте.

Сегодня 22

Девять компаний из Бурятии заключили контракты на поставку продукции в Монголию

Соглашения были подписаны в рамках Международной российско-монгольской выставки строительных материалов, продуктов питания и оборудования.

Видео дня: Премьера музыкального клипа "Бурятия – моя земля"

Певцы и участники клипа продемонстрировали коллекцию зимней традиционной одежды.

Сегодня 12

В Улан-Удэ модернизируют правобережные очистные сооружения

Сейчас в мкрн Стеклозавод ведутся подготовительные работы, осуществляется ограждение площадки строительства, вынос осей здания, разработка грунта.

Сегодня 28

"Добрые сердца Тувы" отмыли буддийский барабан "Мани Хурту" в Кызыле

Активисты Молодёжного движения сделали влажную уборку барабана, пагоды, колонн, подмели и помыли прилегающую территорию «Мани Хурту».

Самое важное

Статьи
16 февраля 14415

“Политика тускнеет” или от чего буряты убегают из Бурятии

Публицист Бато Очиров о судьбе республики.

1 декабря 2021 9434

Универсальные цифровые технологии в сельском хозяйстве, охране окружающей среды и здоровья человека. ВИДЕО

АО «Щелково Агрохим» и японская инновационная компания Japan Star Enterprises подписали Меморандум о взаимопонимании.

Статьи
2 августа 2021 28743

Бурятия посткоронавирусная: упадок власти, смена элиты и изменение структуры общества

Республика находится на пороге кардинальных перемен.

Статьи
28 мая 2021 34178

Буряты и Гражданская война в России

Вопрос: «За кого воевали буряты – за красных или за белых?» был одним из самых неудобных для ученых-историков Бурятии на протяжении всего советского периода. АРД представляет эссе Сергея Басаева о военной истории бурят.

Наверх

2013 — 2022 © ARD: портал деловой информации
Свидетельство о регистрации СМИ ИА Эл. № ФС77-54407. Выдано Роскомнадзором 17.06.2013 г.
При цитировании и публикации материалов прямая активная ссылка на asiarussia.ru обязательна.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.

  • Контакты
  • О проекте
  • Рекламодателям
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
Разработка и поддержка сайта
Realist