"Я покупаю время для себя, чтобы рисовать то, что я хочу"
Б.Орхонтуул о проблемах художников в Монголии и о том, как художнику освободиться от «общего монгольского искусства».
Орхонтуул Банзрагч - визуальный художник, сюрреалистические картины которого привлекают все большее внимание на монгольской арт-сцене. В 2014 году его творчество было объявлено новой волной монгольского искусства.
Его стиль отличается от других и не вписывается в рамки традиционного монгольского искусства, которое включает в себя предсказуемые образы лошадей, волков, воинственных кочевников и великую пустыню. Вместо этого Орхонтуул предпочитает писать портреты, которые чаще всего основаны на личных впечатлениях или на создание которых его вдохновили люди, с которыми художник сталкивался в своей жизни.
Он виртуозно владеет своим искусством и может поделиться своим мнением о борьбе современных монголов - затрагивая современные проблемы, такие как кризис национальной идентичности, коллективную ностальгию населения по якобы славному прошлому, а также ряд других социально-политических тем. Таким образом, несмотря на свой нонконформистский стиль, Орхонтуул считается художником, который создает подлинное монгольское искусство.
Недавний визит в его мастерскую привел нас на окраины города Улан-Батор в подвал нового жилого комплекса, пишет Neocha.com.
Напомним, Neocha была создана в 2006 году группой музыкантов из Шанхая, художниками, программистами и предпринимателями. Neocha превратилась в компанию, посвященную празднованию культуры и творчества в Азии и ее деятельность не раз была отмечена различными наградами.
Пространство, слегка украшенное и тускло освещенное, разделено на две комнаты. Вторая комната принадлежит Лхагвадоржу, местному художнику. Орхонтуул говорит нам, что решающую роль в выборе этого места сыграла его доступность – у двух художников есть довольно интересная договоренность с арендодателем: им разрешено платить за аренду своими картинами. Вторая причина – из-за его удаленности; у Орхонтуула уходит час на то, чтобы добраться туда, но это место было выбрано осознанно, поскольку художник хочет отсеять частых посетителей, отвлекающих его и сосредоточиться на своей работе.
-Вы выбрали искусство или искусство выбрало вас?
-Не то, чтобы я хотел или не хотел быть художником, как вы бы выбрали профессию. Я думаю, что некоторые люди могут выбирать свою профессию, но, например, художники, музыканты, певцы и композиторы не относятся к этим людям, потому что не могут выбрать свой талант. Я считаю, что талант - это нечто предопределенное. В отличие от других художников, я бы сказал, что мне повезло в том, что ни один из членов моей семьи не выразил неодобрения, когда я начал рисовать. Мой отец - композитор, тоже человек искусства, поэтому я думаю, что он помог мне продолжить этот путь. В любом случае, моя семья, вероятно, не имела возможности остановить ребенка, который начал рисовать раньше, чем научился ползать.
-Ваши картины описывают тяготы и борьбу современных монголов. Почему эти вопросы так важны для Вас?
-Я думаю, что у всех в Монголии есть свои чувства к нынешнему положению вещей. Но как художник я просто вижу и чувствую это как образы, поэтому выражаю это таким образом. Есть люди, например журналисты, которые могут объяснить, что происходит сегодня, написав статью, но кто-то вроде меня просто не может объяснить это словами. Мое искусство - это то, что я видел и переживал в нашем обществе, и это порой может быть тем, что я считаю несправедливостью. Эти вещи я просто вижу как картину. Я не пытаюсь защищать что-либо или использовать свое искусство как рекламу чего-то. Я просто рисую то, что вижу, но не строгими красками и не изображения, ориентированные на социальные комментарии.
-Вы активно ищете вдохновение или рисуете, когда вдохновение настигнет Вас спонтанно?
- По-разному. Иногда ко мне приходит вдохновение, когда я иду по улице. Это происходит из-за того, что я слышу или вижу. Я думаю, художники должны быть немножко «голодными». Будучи студентом, я постоянно искал вещи, которые могут вдохновить меня, и из-за этого я многому научился. Но я и теперь продолжаю искать то, что меня вдохновляет.
-Монгольское искусство изобилует изображениями лошадей, волков, красивых женщин и так далее. Что Вы думаете о распространенности этих предметов в монгольском искусстве?
-Я думаю, что некоторые из этих картин имеют другую цель. Некоторые художники рисуют это не потому, что они хотят, а потому, что должны зарабатывать на жизнь. На мой взгляд, эти картины нельзя считать искусством. Я, например, никогда не буду рисовать волка только для того, чтобы заработать денег. Я мог бы использовать образ волка для того, чтобы выразить что-то конкретное в своих картинах, но мне и в голову не придет включить определенный элемент, потому что это норма.
-Можете ли Вы рассказать об этой картине под названием «Мать»? Она довольно сильно отличается от других Ваших работ, и в этой картине многое заставляет задуматься.
-На создание этой картины меня вдохновил на самом деле реальный человек, с которым я встречался. У меня немного интересов или хобби в жизни, лишь живопись и путешествия. Я люблю путешествовать. Однажды, когда я был в поезде, старушка ворвалась в мое купе, держа бутылку водки, и предложила выпить.Она была одной из тех дам, которые едут в Китай, чтобы покупать дешевые товары и продавать их здесь на местном рынке. И, возможно, из-за ее работы и стресса, она была больше похожа на мужчину, чем на женщину. Вся радость, казалось, исчезла из ее жизни. Она рассказала о том, что делает, чтобы поддерживать свою семью. И именно поэтому на картине у нее четыре груди – каждая грудь представляет одного из ее детей. Отсутствие у нее лица символизирует потерю женской идентичности, а голуби, будто клюющие ее – мысли о том, как прокормить своих голодных детей. Недостающие кусочки головоломки – это вещи, которые оставили ей жизнь – муж и любовь. У нее есть пенис, потому что она должна была по существу «стать мужчиной», чтобы жить, но силуэты окружающих ее рук как бы говорят о том, что она все еще богиня. Это то, что я хотел изобразить, но другие люди могут смотреть на эту картину и видеть что-то другое.
-Похоже, у Вы много размышляете о том, как хотите представить свои мысли и ощущения. Как долго Вы обычно пишете картину от начала и до конца?
-Сложно сказать. Обычно я начинаю рисовать, останавливаюсь и возвращаюсь к этой картине позже. Обычно я не думаю об этом, когда начинаю определенную картину. Иногда создание одной может занять больше года, но фактическое время, которое я трачу на кисть, возможно, не больше месяца. Я один из тех, кто будет разочарован или возненавидит то, что делает, если будет заставлять себя закончить работу, когда вдохновения нет. У некоторых художников есть картины, на которые ушло более десяти лет. Если бы художник рисовал без остановки, он или она создали бы сотни картин, подобных этой. Но процесс затягивается, потому что что-то идет не так - они, возможно, потеряли вдохновение, им, возможно, придется заниматься исследованиями, возможно, они просто не чувствуют свою картину, или, может быть, картина превращается во что-то, чего они не хотели или не ожидали. Иногда они вообще хотят отказаться от создания той или иной картины.
-Вы, кажется, довольно чутко относитесь к трудностям других людей, а с какими проблемами вы сами, как художник, столкнулись в Монголии?
-Вам нужно брать лишние заказы и работать, чтобы зарабатывать деньги и зарабатывать на жизнь. Невозможно просто посвятить себя искусству и зарабатывать этим на жизнь. Но я заметил, что каждый раз, когда я работаю над этими случайными заказами, я покупаю время для себя, чтобы рисовать то, что я хочу.