История Амдо: монголы, тибетцы, маньчжуры, хань, хуэй. ФОТО
Амдо славится как страна тибетских кочевников, знаменитых своей свирепой воинственностью и фанатичной приверженностью религии.
Сегодня последний день нашего пребывания в деревне Ланмусы в Амдо, мы сидим с Дмитрием в кафе на улице напротив нашей гостиницы и работаем каждый над своими делами. Написав несколько очерков о нашем нынешнем путешествии и имея в виду прошлые публикации об Амдо в АРДе, я думаю, что их необходимо дополнить сведениями по истории Амдо. Как раз под рукой в компьютере у меня есть лекция Самтен Кармая о крае, которая может облегчить задачу, а также мои собственные материалы.
Итак, в триаде Большого Тибета (Уй-Цзан, Кхам и Амдо) регион Амдо славится как страна тибетских кочевников, знаменитых своей свирепой воинственностью и фанатичной приверженностью религии. Она расположена в системе верхнего течения Мачу (Хуанхэ), на его территории находится самое большое озеро в Китае Кукунор. Амдо справедливо занимает исключительное место в истории тибетского буддизма. Основатель школы гелукпа Цзонхава, основатель монастыря Кумбум – Жамьян Шепа, 14-й Далай-лама, 10-й Панчен-лама – имена этих великих личностей возглавляют список выдающихся религиозных деятелей, выходцев из Амдо. Знаменитые гелукпинские монастыри Амдо – Лавран, Кумбум и Кирти – не уступают по своей значимости трём великим монастырям Лхасы: Сэра, Гандену и Дрепунгу. Удивительно, а быть может, закономерно, что такая способность к постижению глубин буддийской религии отличает народ, прославившийся своей воинственностью, казалось бы, несовместимой с мирной проповедью Будды Шакьямуни.
Что касается политической организации амдосцев, то, как писал Самтен Кармай: «Амдова никогда не управлялись каким-нибудь одним правителем как единый народ со времён упадка тибетской империи в 9-м веке… Политические организации Амдо склонялись к племенным федерациям групп деревень, объединениям кочевых палаток в случае с кочевниками или одной долины в случае географической общности. Каждая федерация имела свой собственный монастырь в качестве культурного центра, управлялась князем или вождём, имела свою собственную священную гору в качестве божественного предка, имя которого начиналось с термина myes – батюшка».
Письменная история Амдо начинается с 16-го века – времени обращения монголов 3-м Далай-ламой (1543-1588). Последний посетил место рождения Цзонхавы и велел ламе Чжамьян-Шадбе основать здесь монастырь Кумбум, который был построен в 1708 году и постепенно приобрел большую известность. Более достоверные сведения об Амдо относятся ко времени правления 5-го Далай-ламы и завоеванию Тибета предводителем хошутов Гуши-ханом. Самтен Кармай считает, что приход хошутов в Кукунор был не военным вторжением, а просто миграцией монголов вследствие их поражения в войне с джунгарами.
В это время в Амдо проживали независимые скотоводческие племена и земледельческие общины, исповедовавшие религию бон и местные тибетские культы. Миграция это была или вторжение – не так важно. Факт в том, что племя хошутов расселилось на благодатных пастбищах Кукунора, образовав там монгольское ханство. Далее Гуши-хан принял буддизм у 5-го Далай-ламы и стал его ярым приверженцем. Он вторгся в Кхам, завоевал Уй-Цзан, после чего передал власть над Центральным Тибетом 5-му Далай-ламе, который с его помощью установил там монастырский режим гелукпы, или так называемое теократическое государство.
Гуши-хан всю свою жизнь провел в Центральном Тибете (Уй-Цзане), а его племя продолжало кочевать в Амдо и Кхаме. Военные интервенции Гуши-хана способствовали насаждению в Амдо и Кхаме гэлукпы, причем по большей части насильственным способом. Бонские монастыри и школы старой традиции – ньингма, сакья и кагью насильственно превращались в гэлукпинские. Влияние потомков Гуши-хана было особенно сильным в Кукуноре среди кочевых племен, но менее заметным в земледельческих общинах Нгаба, поэтому они по сей день сохранили добуддийские традиции.
Хошуты не были едины между собой, их междоусобные распри заставили часть из них мигрировать дальше на юг от Мачу (Хуанхэ) и расселяться на юге Амдо и севере Кхама. В Амдо они стали известны как сокпо и впоследствии стали привилегированными торговыми партнерами амдосцев. В Кхаме были известны 5 княжеств хор и 39 племен хор, происхождение которых возводят к монголам-хошутам. В течение последующих веков эти монгольские пришельцы практически полностью ассимилировались, так что когда экспедиция Петра Козлова появилась в регионе в 1900 г., она нашла в некоторых кхамских политиях население, еще помнившее о своих монгольских корнях, но забывшее свой язык и полностью перенявшее тибетскую культуру. Вполне очевидно, что главным фактором ассимиляции были малочисленность этих групп и принятие ими тибетского буддизма .
Между тем на арене Восточной и Внутренней Азии появилась новая грозная сила в лице маньчжуров, основавших в 1644 году империю маньчжурских императоров Цин. Победив своих извечных врагов – монголов, они смогли осуществить в 1720 году контроль над Кхамом и Амдо, который был, впрочем, весьма номинальным. Петр Козлов писал: «Как и восточно-тибетцы, амдосцы в политическом отношении представляют независимые племена, которые подчиняются Китаю лишь номинально. Китайцы совершенно не вмешиваются во внутреннюю жизнь амдосцев и ограничиваются редкой посылкой своих чиновников с военным отрядом для взимания дани…»
Маньчжуры правили Амдо и Кхамом посредством системы тусы – наделением местных предводителей титулами, инкорпорируя их в систему имперского правления, а также с помощью гэлукпинских монастырей, находившихся под покровительством хошутов. В 18-м веке в Амдо доминировали тибетоязычные монгольские буддийские ученые, такие как Чанкья Ролви Дорчжэ, императорский наставник императора Цяньлуна, и Сумба-хамбо Еше Палчжор. Цины умело использовали школу гэлукпа для контроля над монголами и тибетцами и стравливания их между собой. Постепенно влияние монголов в Амдо сошло на нет. Тибетцы стали вытеснять их из окрестностей Кукунора и верховья Хуанхэ, вынуждая их мигрировать на запад Кукунора и Цайдам.
Политический вакуум, образованный вследствие устранения монгольского влияния в Амдо, был заполнен мусульманами хуэй. Они начали мигрировать из провинции Ганьсу и селиться в районе Цонка – месте рождения Цонкапы, а затем двинулись на юго-запад от Синина в сторону севера Кхама, захватывая на своём пути все торговые центры. С 1727 г. по середину 20-го века амдосские города и долина Кукунора контролировались хуэйским кланом Ма, считавшим весь край своей вотчиной. В регионе также проживали и проживают по сей день нацменьшинства ту (монгур), дунсян, салар и др. Огромные скотоводческие территории Голок, Серта и Гьяронг оставались, однако, в полном ведении местного тибетского населения. Гьюрме Дорчже справедливо считает, что «несмотря на изменчивый политический климат в Амдо, именно тибетская культура обеспечивала общий базис для этих разительно отличающихся населений».
За 65 лет, прошедших со времени вхождения всего этнографического Тибета в состав КНР, ситуация радикально поменялась. После капитуляции Ма Буфана население Амдо относительно спокойно отреагировало на победу коммунистов, поскольку влиятельные религиозные персоны в лице юного Панчен-ламы, известного буддийского учёного геше Шераб Гьяцо и влиятельного ламы-перерожденца из Ганьсу Гета Ринпоче поддержали китайских коммунистов. Амдосцы продолжали оставаться верными своим вождям. Их не особо интересовали смены различных китайских режимов, пока они не касались их традиционного уклада жизни.
Однако коммунистическая партия Китая, начиная с 1955 года, развернула в Восточном Тибете «демократические реформы», суть которых заключалась в перераспределении земли и создании производственных бригад. Естественно, что действия властей вызвали серии восстаний по всему Кхаму и Амдо, которые перекинулись на Центральный Тибет и закончились всетибетским восстанием 1959 года, в результате которого 14-й Далай-лама и около 100 тысяч беженцев покинули КНР. Последовавшая далее «культурная революция» стала великим и страшным бедствием для всех народов Китая.
После инкорпорации Амдо в состав КНР децентрализованные старые политические подразделения Амдо были сохранены в виде отдельных уездов в составе «Тибетских (цзанцзу) автономных округов», но разделены по трём разным провинциям. Так, Голок и округа, расположенные на берегах озера Кукунор, составили большую часть провинции Цинхай; области Лавран, Чонэ, Тхебо и часть Чжорге составили юго-западный край провинции Ганьсу; Цакхо, Нгакхог, часть Чжоргэ, Мэба, Тхебо, Панчу, Кход- по, Толпо, Шарког и весь Гьяронг – север провинции Сычуань. Общая площадь тибетских автономий составляет 2200 тыс. кв. км (1200 тыс. – ТАР, 1000 тыс. – Кхам и Амдо). Согласно всекитайской переписи населения 2010 г., население тибетской национальности составило 6 282 187 чел., 45,6% – в Тибетском автономном районе, 23,7% – в провинции Сычуань, 19,8% – Цинхай, 8% – Ганьсу, 2,4% – Юньнань. По подсчётам Андреаса Груске за 2013 г., население Амдо, учитывая все провинции, составляло 6,9 млн, среди них тибетцев-амдосцев – 1,7 млн.
В сюжете: ТибетАмдоистория АмдомонголыДалай-лама