Евгения Балтатарова: "Всех бурят объединяет русский язык, но никак не бурятский"
Известная бурятская журналистка в интервью "Эхо Москвы" затронула "бурятский вопрос", деятельность Алексея Цыденова и ряд других злободневных тем.
Возбуждение уголовных дел в отношении чиновников администрации Улан-Удэ, по мнению известного журналиста, имеет «один нюанс, он состоит в том, что сумма взятки превышает сумму тендера. Это говорит о том, что что-то здесь не ладно. Таких взяток не бывает, взятки - это обычно не более 50-ти процентов от суммы тендера. Можно ещё поверить в то, что компания выиграла тендер по заранее согласованной схеме, а первоначальная сумма в 50 тысяч рублей была бы откатом. Но, в дальнейшем, скорее всего, что-то пошло не так - либо оборзели люди, которые берут взятку, либо тот человек, который участвовал в тендерах, сам захотел их сдать, либо правоохранительные органы надавали, чтобы это произошло. Возможно, это одна из схем работы наших правоохранительных органов – может быть, они ищут рыбу покрупнее. Если это так, то месяца через два-три мы этой поймём - это максимальный первичный срок содержания в СИЗО, насколько я знаю».
В конфликтной ситуации вокруг школы № 25 Евгения Балтатарова видит «проблему в том, что администрация отнеслась к выборам школьного президента, как к детской игре, а любым подросткам хочется, чтобы их воспринимали всерьёз. И дальнейшее отношение к этой проблеме, как к детской и несерьёзной, привело к тому, что люди вынесли это всё на всеобщее обсуждение. Видимо, и директор, и преподаватели уже сами не понимают своих учеников, хотя они с ними контактируют каждый день. Если бы отец был немножко мудрее, что ли, он бы объяснил своему – слушай, они так относятся к этой ситуации, потому что они считают вас детьми, и считают, что это для вас не важно. Перевыборов можно было добиться другим способом – не обязательно нужно было плодить эту агрессию. Отец же понимает, что школа – это закостенелый организм, что ребёнка будут давить – ему сейчас это было нужно? А если ты уж идёшь против системы, это нужно делать с холодной головой».
Отвечая на вопрос о бурном обсуждении в социальных сетях её статьи «Про национальную идентичность», герой программы «Особое мнение» отметила:
«У нас сложился пул людей, которые считают себя радетелями за бурятский народ, и хвастливо называют себя лидерами бурятского народа. Есть Доржо Дугаров, он называет себя бурятским правительством в изгнании. Раджана Дугарова недавно на «Радио Свобода» написала статью, где сравнила бурятский народ с индейскими племенами, которые подвергались гонениям в США. Моя статья их всех бомбанула, но из-за этой статьи меня поддержали многие люди, которые занимаются вопросами культуры, социологии, журналисты, и так далее. А группа людей, которые называют себя истинными бурят-монголами, считают, что я не имею права говорить от имени бурятского народа, потому что, если такие мысли и должны рождаться в головах, то только в их головах, и только они имеют на это право. Это говорит о том, что эти люди занимаются не своим делом - они занимаются удовлетворением своих личных амбиций, но не смотрят на проблему системно».
По словам Евгении Балтатаровой,
«Улан-Удэ - один из немногих провинциальный городов, который растёт, урбанизация идёт полным ходом, Улан-Удэ плавит людей, улусы, кланы, и появляется новая нация с общим информационным и культурным пространством. Встаёт вопрос - мы сейчас все переплавились, а куда мы пойдём дальше? Почему очень актуальны темы сохранения бурятского языка? Потому что нация лихорадочно ищет свой путь, и тут очень много соблазнов – например, взять пример с Монголии и жить в юртах. Другие говорят – давайте дружить с калмыками, с тувинцами или брать пример с якутов. А выход очень простой – надо посмотреть на то, что нас объединяет. И как бы это ни звучало странно и оскорбительно для тех же бурят-монголов, в большинстве своём нас объединяет русский язык - это тот язык, который понимают все буряты. Фарш не провернуть обратно, и нам не вернуться к бурятскому языку, потому что бурятского языка, как языка нации, никогда не было. Есть диалекты, есть твоя родная речь - но это не язык. Язык – это более систематизированное понятие. Например, хакасы и алтайцы не успели сформировать свою нацию, сразу растворились в русском народе. Мы же, просто благодаря своему количеству, успели сформироваться – и куда мы смотрим, чего мы хотим?
Сейчас это нужно обсуждать, это нужно проговаривать, нужно выстраивать политику Бурятии в этом направлении, потому что в том же нашем плавильном котле и русские тоже плавятся. Мы не должны чувствовать комплекс вины из-за своей дотационности, наоборот, мы должны получать больше дотаций. Что это значит – идите и ищите инвесторов, когда у нас вся инвестиционная составляющая находится в Москве? Я не против существующего конституционного строя, но я считаю, что его нужно корректировать в отношении регионов. Мы платим федеральные налоги, но вы и нам какие-то налоги оставляйте, пожалуйста, чтобы мы могли как-то жить. У нас сейчас идут очень бурные процессы, у нас нет тихой провинциальности, у нас всё бурлит и кипит, поэтому мне в Бурятии нравится жить, и не нужно ехать в Москву – в этом плане меня всё здесь устраивает.
У нас выборы на носу, Навальный колесит по всем городам, Собчак выступает на федеральных каналах, позиционируя себя каким-то оппозиционером, и так далее. Но в стране нет стратегии, нет понимания того, что мы будем делать завтра».
Оценивая деятельность главы Бурятии, Евгения Балтатарова сказала следующее: «Я пока не вижу в Цыденове человека, который мыслит достаточно широко. Может быть, он просто сейчас обвыкается - человек всё-таки в политике новичок, но нам бы не хотелось ждать 10 лет, чтобы он стал не новичком в политике – нам-то как-то жить тоже надо. Но если Цыденов чего-то не может, это не значит, что нам надо поникнуть, и всё – мы тоже сила, народ – это вообще основная сила. Я Цыденова лично не знаю, но судя по тому, что он пишет и говорит, это человек, который привык решать проблемы по мере их поступления, он достаточно обидчив и считает, что его все шантажируют. Но, на самом деле, шантаж возникает тогда, когда нет другого способа донести какую-то мысль, когда нет возможности достучаться, а Цыденов просто блокирует эту проблему, и к ней не возвращается».
Фото: youtube.com
Источник: baikal-media.ru
В сюжете: Евгения Балтатаровамнениебурятский языкрусский язык