Степан Калмыков: Алтан Газар – моя родина на дне моря
АРД представляет отрывок из книги мемуаров известного деятеля науки и политики Степана Калмыкова. Это воспоминания о бурятской Атлантиде, булагатских селах на притоках Ангары, затопленных Братским морем.
Воспоминания Калмыкова С.В. раскрывают историческое значение создания в Бурятии классического университета с точки зрения усиления позиций России на образовательном, культурном и экономическом пространстве восточной Евразии, а также историю становления политической системы Бурятии в конце XX – начале XXI века.
Из книги: Калмыков С.В. «Университет Байкальской Азии: время созидания», Улан-Удэ, 2020
Часть IV, здесь часть I, часть II, часть III, часть V, часть VI, часть VII, часть VIII, часть IX, часть X, часть XI
Всему есть начало
Бывая на своей родине и глядя на водную гладь Братского моря, уходящую в небесную голубую бесконечность, вспоминаются детские годы, которые прошли здесь, в моей «ойкумене», - старых булагатских селах Шанаа, hубируу, Зун Бии, Шабарта. Сегодня все они находятся на дне водохранилища.
Мой отец Владимир Ильич Калмыков родился в 1918 году (по документам в 1919 году) в улусе Шанаа Осинского района Иркутской области. Окончил 7 классов в селе Бохан, затем I курс Боханского педагогического техникума. В 1938 году отец работал токарем на паровозо-вагонно-ремонтном заводе (ПВРЗ) в Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ). В 1939 году он был призван в армию и направлен в город Советская Гавань, где в составе одной из частей Тихоокеанского флота прослужил до 1942 года.
В октябре 1942 отец участвовал в боях под городом Ржев. 27 ноября 1942 года был тяжело ранен. После излечения в эвакогоспитале города Казани 18 февраля 1943 года его направили на учебу в Ярославское стрелково-миномётное училище, которое он окончил 21 июля 1944 года в звании младшего лейтенанта. Командуя пулемётным взводом в составе войск 3-го Прибалтийского фронта, он был вновь ранен. Находился на излечении в эвакогоспитале в Пскове с 15 сентября по 25 октября 1944 года. В дальнейшем служил командиром стрелкового и пулемётного взводов на 3-м Прибалтийском фронте, а после войны в Харьковском военном округе в Днепропетровске. Отца уволили в запас 15 марта 1946 года в звании лейтенанта. Он награждён орденом «Красной Звезды», боевыми медалями.
Вернувшись на родину, отец начал работать в качестве заведующего хозяйством Бильчирской МТС Осинского района Иркутской области. В 1949 году он был назначен на должность заместителя председателя колхоза имени Марии Сахьяновой, нашей знаменитой землячки, первого бурятского большевика.
Мария Михайловна Сахьянова вступила в РСДРП (б) в 1916 году в Петрограде, где училась на высших женских курсах Лесгафта. Мария Сахьянова – один из организаторов Коммунистической партии Китая (КПК), 100-летие которой в КНР будут отмечать в 2021 году. В 20-е годы прошлого века ответственный секретарь Бурят-Монгольского обкома ВПК (б) Мария Сахьянова занимала высший партийный пост в Бурят-Монгольской АССР (1924-1928 годах), позже уступив его Михею Ербанову.
В 1950-1951 годах отец работал председателем колхоза имени Сахьяновой. С 1953 по 1961-й год был заместителем председателя колхоза. В последующие годы, возглавлял разные подразделения колхоза имени Свердлова (бывший колхоз им. Сахьяновой) и крупного совхоза «Бильчирский», образовавшегося на базе почти половины хозяйств Осинского района.
Моя мать Степанида Даниловна Балтакова родилась в улусе Дээдэ Наймагут Осинского района Иркутской области. Семья матери была очень большая. Всего в семье родилось 15 детей, из них выжили пятеро. В детские годы моей матери пришлось много работать, помогать по дому. Она была старшей среди детей.
Мама окончила 7 классов Бильчирской школы. Помогала по хозяйству, работала как многие молодые люди в колхозе. Особенно было трудно в годы войны. В этот период работала учительницей за пределами района.
Затем она переехала на родину в улус Хубируу Осинского района Иркутской области. Некоторое время работала секретарем Бильчирского сельского совета. В последующие годы привлекалась к разным должностям в колхозе и совхозе. Занималась домашним хозяйством. Моя бабушка по матери Сажан Сыреновна была родом из улуса Верхний Наймагут.
Конечно, раньше большинство наших жителей районов не вникали глубоко в проблемы топонимики и ономастики. Но я помню, что в ряде случаев обсуждались те или иные названия и имена. В этой связи, небольшой экскурс в историю названий улусов Дээдэ Наймагут и Доодо Наймагут (бур. дээдэ – верхний, доодо – нижний).
Первоначальное значение монгольского этнонима найман – «восемь». По одной из версий, название одного из бурятских родов наймангут означает «относящийся к одному из восьми». И можно полагать, что улусы Дээдэ Наймагут и Доодо Наймагут получили свои названия от названия рода наймангут .
Есть предположение о связи этого бурятского рода с найманами, тюркоязычным и монголоязычным народом, сыгравшим заметную роль в политической жизни Центральной Азии в средние века. В XII веке найманы сформировали свое раннефеодальное государство на Алтае. Сегодня нет единого мнения о происхождении найманов. Одни исследователи утверждают, что найманы это монголы, другие – что это тюрки, третьи – что тунгусы. Вероятно, найманы были восьмисоставным народом, то есть, состоящим из восьми разных этнических групп, субэтносов. После поражения найманов в битве с войсками хана монголов Тэмуджина, будущего Чингис-хана, и изгнания их на запад, некоторая часть найманов, возможно, ушла на север и осела в Приангарье.
До образования Братского водохранилища улусы Верхний Наймагут и Нижний Наймагут располагались в долине у подножия двух больших гор. С одной стороны долины была гора Удагтай (тюркское название - Удаг-тау), с другой стороны - гора Сагаан Хушуун (бур. сагаан – белый, хушуун – клюв, нос, морда, выступ)
Алтан Газар – бурятская Атлантида
Я родился в улусе Шанаа, а жил в другом улусе – Хубируу. У меня одна бабушка, мать отца, жила в Шанаа, а другая бабушка, мать моей матери, жила в Хубируу. Расстояние между Шанаа и Хубируу было более километра. На середине пути стоял конный двор, и от него до обоих улусов в обе стороны было по 500 метров. Практически это было одно село. Оба улуса бурятские. В Хубируу жили три русские семьи, в Шанаа – одна русская семья, мать с двумя сыновьями.
Я учился в той школе в Бильчире, где в начале XX века работал известный российский этнолог Матвей Хангалов, народный учитель и действительный член Русского географического общества (РГО). Одной из его учениц была Мария Сахьянова, которая усилиями Матвея Николаевича была отправлена в столицу нашей страны, город Петроград, получать высшее профессиональное образование. Одной из первых среди девушек-буряток.
В Бильчирской школе учились дети из самого Бильчира и четырех окрестных небольших улусов. Кстати, начав учиться в этой школе в 50-х годах, я застал там еще дочь Матвея Хангалова, которая тоже работала в этой школе.
Село Бильчир – один из крупных населенных пунктов Боханского района, ныне разделенного на два района – Боханский и Осинский. В административном отношении к Бильчиру относились села Шанаа и hубируу, Шабарта и Зунбии. Сейчас все эти маленькие бурятские улусы, а также более крупные села Бильчир и Ирхидей находятся под водой, на дне искусственного Братского водохранилища, которое образовалось в 1961 году, после возведения плотины знаменитой Братской ГЭС.
В том же году все мы, жители Бильчира и его улусов-спутников, переехали, как говорили наши старшие односельчане, «в горы». В построенный специально для «утопленцев» новый поселок с тем же названием - Бильчир. Первое время сами жители называли свой поселок «Новым Бильчиром», памятуя о том, что сам Бильчир находится на несколько десятков метров под водой.
Мой старший троюродный брат, Егор Кириллович Калмыков, успел нарисовать карту-схему этих утопленных деревень с домами и улицами. Я ее недавно восстановил и дополнил. Сегодня на этой карте помимо схемы населенных пунктов, домов и улиц есть и пофамильный указатель жителей – хозяев домов и их детей. Это, можно сказать, редчайшая вещь. Потому, что эти сведения практически уже забылись и частично утрачены.
На этой самодельной схеме старых сел, которые сейчас под водой, указаны и улус Шанаа, где я родился, и улус Хубируу, где я жил с родителями. Здесь можно найти соседний улус Шабарта. Там родилась и жила в детстве Мария Михайловна Сахьянова. Обозначены наши реки Оса и Обуса, сейчас на месте их слияния «раскинулось море широко», Братское море. Указаны на схеме хорошо знакомая мне дорога, дома моего деда и наших близких соседей Москвитиных.
Вот дома жителей улуса Зунбии. В детстве я всегда задавался вопросом, почему у него такое название? Зуун, по-бурятски это «левый, восточный». Но Зунбии стоит на правом берегу реки Осы. Какое-то «неправильное» название, думал я, Но потом, не сразу, догадался, что назвали улус не по главной реке Осе, а по впадающей в нее Обусе. И получается, что название Зунбии правильное, если считать, что Зунбии находится на левом берегу реки Обусы!
Обширная долина, в которой стояли села Бильчир и Ирхидей, носила название Алтан Газар, «Золотая земля» (бур. алтаан – золотой, газар – земля, почва, суша). Богатейшая земля, сплошной чернозем! Наши старшие, конечно, очень сожалели, что были потеряны такие земли – леса, посевные поля, луга, озера, обширные земляничные поляны.
У каждого жителя были там свои наделы, покосы. Формально ничего своего в собственности у людей, конечно, не было. Но по негласной традиции все знали свой надел, кто, где пасет и косит. Был простор для рыбалки, охоты, сбора трав и ягод. В долине Алтан Газар собирались богатые урожаи зерновых, примерно 35-40 центнеров с гектара! Было много травы для сенокоса. Все это убиралось коллективно, дружно, с песнями, а окончание уборки отмечалось конными скачками и играми молодежи.
В улусах Шанаа, Хубируу, Шабарта, Зунбии у большинства семей были свои коровы, свиньи, овцы, куры. Условия для их содержания были очень благоприятные - богатая разнотравьем «золотая» долина, рядом текли реки Обуса и Оса. Часто в районе выпаса горел газовый факел, и я по молодости боялся, как бы жеребята не забежали в факельную зону и не пострадали от огня.
Трагедия жителей этих булагатских сел недавно нашла свое художественное отражение в спектакле Бурятского театра драмы имени Хоца Намсараева «Полет. Бильчирская история» (режиссер-постановщик Саян Жамбалов). Спектакль поставлен по мотивам повести иркутского писателя Валентина Распутина «Прощание с Матёрой». Я недавно с удовольствием посмотрел эту постановку Бурдрама. Видно, что актеры стараются, играют с душой, во всей этой истории есть глубокий психологический драматизм.
Материал для спектакля Саян и Эржена Жамбаловы собирали в Бильчире, Ирхидее, Приморском, Ново-Ленино. И хотя он поставлен на хорошо известной литературной основе, но когда смотришь спектакль, то очень трудно узнать повесть Распутина. Авторы включили в спектакль видео-интервью настоящих жителей этих сел – Ирхидея, Бильчира.
Я знаю, что курировал работу членов творческой экспедиции Бурдрама завотделом культуры Осинского района Александр Михайлович Дамбуев, уроженец села Ирхидей. Видимо, поэтому в спектакле народ был представлен в основном из Ирхидея. Ну, и из Бильчира тоже были люди. Да и сама постановка носит название «Бильчирская история», поскольку Старый Бильчир и был сердцем «Золотой долины», ушедшей на дно Братского водохранилища.
Старый Бильчир. Школа
Бильчирской средней общеобразовательной школе имени М.Н. Хангалова 130 лет. Время начала деятельности учреждения по начальному образованию детей Идинской степной думы, которая с 1850 года находилась в улусе Бильчир, можно рассматривать с разных исторических точек зрения. В 1887 году Идинская степная дума с центром в Бильчире была упразднена и разделена на пять инородческих управ: Боханскую, Бильчирскую, Укырскую, Молькинскую и Улейскую. В этих условиях, очевидно, что Бильчирская школа становится неким центром образования, которой она, по сути, остается и сегодня.
Многие меня спрашивали, да и сам я не раз задавался этим непростым вопросом. Откуда у меня возникла эта идея создать Университет?
Немного истории. Думается, что появлению в Бильчире некой элиты, - образовательной, культурной, административно-управленческой, - во многом способствовал сам статус села, одного из административных центров в системе самоуправления бурят Восточной Сибири. Но не меньшую роль в этом сыграла просветительская, научная, управленческая деятельность Матвея Николаевича Хангалова, известного сибирского ученого-этнолога, исследователя фольклора, знатока бурятской жизни.
За 16 лет своей работы в Бильчирской школе, с 1902-го по 1918-й годы, Матвей Николаевич сумел зажечь в своих учениках искры свободолюбия, стремления к свободному полету творческой и исследовательской мысли, к независимости в суждениях, а также заронил некоторые сомнения в справедливости политики чиновной администрации, особенно в отношении коренного населения Сибири.
Правда, о подспудной революционности многочисленных опубликованных работ Матвея Хангалова и о «подрывном» характере его деятельности в сфере образования исследователи сегодня практически не упоминают. Но совершенно очевидно, что оригинальные и смелые исследования Хангалова в области этнографии, фольклора, традиций образования должны были добавить импульс последующим действиям лучших выпускников Бильчирской школы.
Поэтому не удивительно, что из числа учащихся Бильчирской школы, которые воспитывались в определенном социуме, выросли такие известные личности, как деятели Коминтерна и создатели будущей Бурят-Монголии Мария Михайловна Сахьянова, Матвей Иннокентьевич Амагаев, Георгий Георгиевич Данчинов, а также один из высших руководителей Бурятской АССР (1960-1962 гг.) Василий Родионович Филиппов.
Получение образования, обучение на русском и бурятском языках, исследовательская и просветительская работа еще с XIX века была вполне освоенной идинскими бурятами, в том числе и жителями Бильчира, сферой деятельности. Даже во многих простых семьях в Бильчире считалось чуть ли не обязательным выучить детей, образование очень ценилось, считалось серьезной, надежной сферой для того, чтобы вкладывать в обучение детей ресурсы семьи.
…Бильчирскую школу закончили пять будущих ректоров вузов в разных городах России. Это Матвей Амагаев (Ленинградский восточный институт), Василий Филиппов (Бурятский государственный сельскохозяйственный институт), Александр Никоров (Бурятский государственный педагогический институт), Александр Долгополов (Иркутская государственная сельхозакадемия) и Степан Калмыков (Бурятский государственный университет).
Кроме того, тот же Василий Филиппов возглавлял Бурятский филиал Сибирского отделения Академии наук (БФ СО АН) СССР, а другая выпускница Бильчирской школы Павлина Буртонова – Государственный институт языка, литературы и истории (ГИЯЛИ).
…Еще один наш известный земляк - Михаил Иннокентьевич Тулохонов, доктор филологических наук, крупный специалист по бурятскому фольклору, исследователь и издатель бурятского героического эпоса «Аламжи Мэргэн». Он намного старше меня, его сестра Мария Иннокентьевна у нас работала в школе. Сам Михаил Иннокентьевич там тоже успел поработать учителем, директором школы.
Тайша Пирожков
Еще одна интересная тема – это бурятские Степные думы. Когда изучаешь историю Степных дум до реформы Столыпина, выясняется, что тайши которые возглавляли эти думы, избирались очень неоднозначно. Некоторые были на своем посту очень недолго. Тем не менее, тайши, это, конечно, были непростые люди, довольно состоятельные. Многие из них получали дворянское звание, в том числе, не только личное, но и потомственное дворянство, а также серьезные правительственные награды, императорские ордена.
Например, тайша нашей Идинской степной думы Илья Иннокентьевич Пирожков был возведен в потомственные дворяне в 1872 году, награждался орденами Святого Владимира IV степени, Святой Анны II степени, Святого Станислава II степени. Илья Иннокентьевич имел миллионное состояние, продукция паровых мельниц купца I гильдии Ильи Пирожкова удостаивалась золотой медали на Международной выставке в Париже в 1905 году.
Кстати, до 1890 года, когда Идинская степная дума была окончательно упразднена, Бильчир был таким центром Идинской степи. Бохан тогда такой роли еще не играл. У Пирожкова своя фамилия была Халбаев, а фамилию Пирожков его отец, состоятельный бурят, тоже тайша Идинской степной думы Иннокентий Михайлович Пирожков (Халбай Бахеев) получил при крещении от своего крестного отца, чиновника по особым поручениям при Иркутском генерал-губернаторе Михаила Пирожкова.
Илья Пирожков был одним из немногих представителей бурятской знати, которые получили потомственное дворянство.
Внук Идинского тайши, штабс-капитан царской армии, командир стрелковой роты Степан Пирожков (1891-1919) в Гражданскую войну воевал за белых, в армии Временного Сибирского правительства сражался сначала рядовым бойцом в офицерском 2-м Томском полку, за боевые отличия был произведен в подполковники, командовал 2-м Мариинским полком, у Колчака дослужился до звания полковника.
Я знаком с праправнуком Ильи Иннокентьевича Пирожкова. Потомок знаменитого булагатского тайши сейчас живет в Киеве. Сергей Иванович Пирожков – академик, вице-президент Национальной академии наук Украины. Он имеет ученую степень доктора экономических наук и звание профессора.
Мне с ним доводилось два раза общаться по телефону. Первый раз мы с Сергеем Ивановичем разговаривали в 2000 году. Я тогда понял, что он ясно осознает, где его корни. И он рассказывал, что в детстве был на родине в Иркутской области, в Бохане. Мы с ним в принципе договорились, что на следующий год он приедет сюда, в Улан-Удэ. Второй раз мы разговаривали уже после событий в Америке 11 сентября 2001 года. Тогда он занимал серьезную должность секретаря Совета национальной безпеки (безопасности) Украины. И когда я спросил о его планах, Сергей Иванович сказал, что он невыездной. В связи со своей должностью. После этого мне с ним общаться не довелось. Он примерно мой ровесник, ему сейчас за 70 лет.
В Украине в свое время, во времена премьерства Юрия Еханурова, наши буряты неплохо жили. Кстати, у Еханурова тоже не своя фамилия. Отец Еханурова во время сталинских репрессий был вынужден быстро исчезнуть, чтобы оказаться подальше от места, где его могли арестовать. И он двинулся в северные края. Надежных документов у него не было, свои документы он взять не мог. Фамилия у него была, кажется, Сергеев. Со своей фамилией двигаться ему было опасно, и он взял фамилию своего земляка, булагатского родственника Еханурова.
Справка
Об авторе: Степан Владимирович Калмыков - российский ученый, общественно-политический деятель, ректор БГПИ им. Банзарова (1993-1995), ректор БГУ (1995-2015), доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования (РАО), депутат Верховного Совета Бурятской АССР/ССР (1990-1994), Народного Хурала Республики Бурятия (1994-2018), почетный консул Республики Корея в Улан-Удэ, посланник культуры Монголии, советник Министра спорта Российской Федерации.